Dveri-lubercy.ru

Дизайн и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология устройства основания дороги

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. СНиП 3.06.03-85» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 20.08.85 N 133)

УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ

7.4. Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа:

распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание);

распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.

Доуплотнение при необходимости следует осуществлять регулированием движения построечного транспорта по ширине основания (покрытия).

7.5. На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6 — 0,8 МПа, прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми массой не менее 10 т и комбинированными массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 на первом этапе и 20 на втором), комбинированных типов — не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа — не менее 12 (4 и 8).

Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, Пл3 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброплитами.

7.6. Для уменьшения трения между щебенками и ускорении взаимозаклинивания укатку следует производить, поливая щебень водой (ориентировочно 15 — 25 л/м2 при уплотнении шлакового щебня — 25 — 35 л/м2 на первом этапе и 10 — 12 л/м2 по расклинивающей фракции).

7.7. На втором этапе следует производить расклинцовку слоя щебня фракциями мелкого щебня с последовательно уменьшающимися размерами.

При использовании трудноуплотняемого щебня слой щебня перед распределением расклинивающего материала следует обрабатывать органическим вяжущим материалом из расчета 2 — 3 л/м2.

Расход расклинивающих фракций щебня следует принимать по табл. 6.

7.8. После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород — не ниже 600) в количестве 1 м3 на 100 м2 и уплотнять ориентировочно за 4 — 6 проходов катка.

По окончании уплотнения шлакового слон из активных и высокоактивных шлаков и случае, если сразу не устраивается вышележащий слой, следует производить поливку его водой в течение 10 — 12 дней из расчета 2 — 2,5 л/м2.

Размер основной фракции щебня, ммРасход расклинивающих фракций, м3, на 1000 м2 при их размерах, мм
20 — 4010 — 205 — 10
40 — 701510
70 — 120101010

Примечание. При строительстве оснований из щебня фракции 40 — 70 мм методом заклинки допускается применять одноразовую расклинку смесью щебеночных и песчано-щебеночных фракций 5 — 20, 0 — 20, 0 — 10 мм, а при применении щебня 70 — 120 мм использовать фракции 5 — 40 мм. Расход смесей должен соответствовать суммарным требованиям табл. 6.

Основание для асфальтобетонного покрытия

Для начала давайте определимся с тем, что же подразумевается под самим термином основание — это так называемая несущая часть любой дорожной «одежды», которая позволяет равномерно (при соблюдении всех технологий), распределять нагрузки на другие слои, но ниже лежащие в равномерном количестве. Само же основание может состоять из определенного «пирога» слоев, разрабатываемого в каждом конкретном случае. Нужно понимать, что существует, как главное, так и дополнительное основание, под дополнительными основаниями понимают — морозозащитные, дренирующие слои.

Итак, какого же типа может быть основание?

Можно разделить на следующие подгруппы:

  • Щебеночные.
  • Гравийные.
  • Бетонные.

У каждой из подгруппы своя сфера применения, а также определенные технологии, однако в целом по укладке дорожного покрытия, расхождений нет.

Этапы строительства автомобильной дороги

Качественно сделанная автодорога должна соответствовать необходимым стандартам, так как это является залогом безопасности и комфорта не только водителей, но и пешеходов. Первым этапом любого строительства или реконструкции является проектирование, после чего разрабатывается план постройки дороги. Последующие работы можно разделить на такие этапы:

  • топографическая съемка и разбивка участка. Специалисты подрядной организации проводят геодезические работы на местности, делают замер территории и анализ рельефа, определяют глубину грунтовых вод и тип грунта;
  • подготовительные работы. На этом этапе осуществляется расчистка местности, перенос коммуникаций, а также устраняются всевозможные преграды, которые могут стать помехой при строительстве дороги;
  • составление сметы затрат и закупка необходимых стройматериалов;
  • земляные работы. Для качественного строительства автодороги в первую очередь происходит устранение рельефа территории, разравнивание грунта, при необходимости — создание углублений, или же, наоборот, возведение насыпей. Для этого применяют специализированную технику;
  • монтаж водоотвода. При строительстве новой дороги обязательным этапом является устройство водоотвода, который обеспечит безопасное устранение воды с автодорожного покрытия на достаточное расстояние;
  • укладка «подушки». Правильно уложенное основание является залогом успешного конечного результата строительства дороги. «Подушка» служит амортизационным слоем и сглаживает механическое воздействие на дорожное покрытие. Для создания основания используют песчано‑гравийную смесь, или же песок и гравий по отдельности. Материалы укладываются слоями, после чего тщательно разравниваются и утрамбовываются при помощи спецтехники;
  • укладка финишного слоя и разметка дороги. Использование современных инновационных технологий обеспечивает высокое качество дорожного покрытия. После укладки полотна автодорогу подготавливают к открытию движения — на ее поверхность наносят разметку, устанавливают знаки и прочее.

При необходимости до начала выполнения запланированных дорожных работ происходит строительство временной объездной дороги. Ее сооружают в виде насыпи той высоты, которая указана в рабочем проекте. После завершения строительства объезд демонтируют.

Финишное покрытие — залог долговечности и надежности дороги

Верхний слой дороги подвержен наибольшему износу, так как на него ежедневно оказывается давление большой массой проезжающих автомобилей. Поэтому от того, насколько профессионально проведены строительные работы и какие материалы при этом использовались, напрямую зависит надежность и долговечность автомобильной дороги. Существует следующие распространенные виды дорожных покрытий:

  • асфальтобетон. Такой вид укладки в строительстве еще называют «дорожным пирогом» (из‑за его многослойности). Послойное распределение щебня, песка, каменной муки и расплавленного асфальта дают возможность поверхности выдерживать большие транспортные нагрузки. Количество слоев зависит от многих факторов (например, от степени загруженности дороги). Добавление в смесь такого материала, как щебень, наделяет покрытие высокой износостойкостью и водонепроницаемостью. Благодаря шероховатой структуре щебня обеспечивается необходимое трение между дорогой и шиной, что не дает автомобилю буксировать;
  • литой асфальт. Представляет собой вязкотекучую смесь, которая готовится под воздействием высокого температурного режима из тех же материалов, что и асфальтобетонное покрытие. На стройплощадку ее доставляют в специальных контейнерах, которые способны сохранить ее температуру, поскольку именно горячую смесь выливают на место будущей дороги. Такой асфальт способен выдержать большие транспортные нагрузки, обладает высокой износостойкостью, противостоит коррозии от воздействия шин с шипами и реагентов, которые препятствуют скольжению в зимний период.

Спецтехника, используемая при строительстве автомобильной дороги

Для укладывания асфальта используют специализированную технику, которая способствует оптимизации рабочих процессов, экономии времени и трудозатрат. Применение современных технологий на стройплощадке в принципе невозможно без спецоборудования. Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства асфальтовых дорог, оказывает большое влияние на конечный результат проделанной работы. Чтобы качественно и в срок выполнить поставленные задачи, обычно используют стандартный набор спецмашин, а именно:

  • экскаватор. При строительстве дороги его применяют для транспортировки сыпучих материалов (щебня, песка и прочих) и перемещения грунта;
  • бульдозер. Спецтранспорт используют для расчистки поверхности и ее планировки, перевозки и резания грунта;
  • грейдер. Назначение агрегата в дорожном строительстве заключается в планировке основания и устройстве земляного полотна при строительстве дороги;
  • асфальтоукладчик. Его основными функциями являются распределение и утрамбовка асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному дорожному полотну;
  • каток. Спецмашину используют для уплотнения и утрамбовки асфальта;
  • бетоносмесители. Применяют для изготовления бетонных смесей.

Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства дорог, является достаточно дорогостоящей, поэтому многим предприятиям и организациям выгоднее воспользоваться услугой аренды. Это поможет арендатору избежать расходов, связанных не только с приобретением, обслуживанием и ремонтом собственных спецмашин, но и с простоем оборудования, после окончания строительства дороги, а также с выплатой зарплаты дополнительному обслуживающему персоналу.

Постоянно расширяющаяся сеть автодорожных магистралей требует внедрения инновационных технологий и разработок, которые связаны с дорожным строительством. Использование качественных материалов, современной спецтехники позволяет не только существенно снизить стоимость работ, но и построить действительно надежные и безопасные автотрассы. Среди многих компаний, занимающихся строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, ООО «Лидинг» сумела накопить многолетний опыт по использованию передовых европейских технологий, чтобы воплотить их в процессе работы.

Метод решения проблемы

Для этих целей рассматривались варианты устройства промежуточных слоев дороги, которые в большинстве случаев позволили бы объединить неравномерно работающие элементы дорожной конструкции. Было рассмотрено два варианта: во-первых, устройство промежуточных слоев из щебеночно-песчано-цементных и органоминеральных смесей. Данный слой укладывается поверх конструкции из плит после фрезерования. Его толщина определяется расчетным методом с существующим модулем упругости. Минимальная толщина 10 см. Далее, в зависимости от вида работ (ремонт или капремонт), устраивались слои асфальтобетона в один или два слоя.

При работе по технологии с использованием щебеночно-песчано-цементной смеси самое главное — правильный подбор состава. А именно, содержание цемента должно составлять не более 3,5%. Ведь перебрать с набором прочности, значит получить дополнительные трещины. Поэтому подбор оптимального состава вывел М-40 на требуемую марку. И желаемый результат достигнут не за счет использования максимального количества вяжущего, а за счет оптимальности подобранного состава.

Вторая технология, с помощью которой возможно эффективно и без огромных затрат решить вышеназванную проблему, — устройство укрепляющих слоев из органоминеральной смеси. Этой технологией также обеспечивается необходимая прочность, и автономные друг от друга плиты получают монолитность. Отличительным фактором данной технологии является использование в ней фрезерованного асфальтового лома. Т.к. лом является бесплатным материалом, экономия от его применения в среднем достигает 30% от стоимости работ. Оптимальный вариант подбора состава по данной технологии: эмульсии и цемента по 4%, лом вводился в количестве 25%.

Особенности укладки данного слоя по обеим технологиям требуют либо закрытие его пленкообразующими материалами — чтобы предотвратить высыхание — либо синхронное устройство поверх асфальтобетонного слоя, что необходимо производить до начала затворения цемента. Т.е. в течение 2-3 часов, а это требует определенной квалификации персонала.

Неизбежно со временем трещины проявятся. Но уже не такие рваные, как раньше, а диагональные. При своевременном их ремонте обеспечивается требуемая ровность полотна, а вместе с ним и комфорт передвижения. Применение данной технологии подразумевает достижение межремонтных сроков в 12 и 24 года. Именно так около 600 км дорог, выполненных из плит в УФО, были выровнены и приведены в нормативное транспортно эксплуатационное состояние.

Преимущества использования щебеночно-песчаных смесей

Щебеночно-песчаные смеси популярны в строительстве, благодаря комплексу ценных характеристик, среди которых:

  • Низкая себестоимость, поскольку ЩПС являются побочным продуктом добычи щебня.
  • Простота транспортировки – можно перевозить в любом грузовом транспорте.
  • Бесконечный срок хранения и неприхотливость к условиям хранения.

Для повышения степени уплотнения и недопущения слишком высокого увлажнения ЩПС обрабатывают жидкими стабилизаторами – растворимыми эмульсиями на базе сульфированного масла, органическими материалами, содержащими протеин или серную и буферную кислоты. Стабилизаторы снижают набухание, усадку, пылеобразование, толщину конструктивных слоев. Они повышают плотность материала, несущую способность, водонепроницаемость.

Дальнейшие строительные работы условно можно разделить на следующие этапы:

  • подготовительные работы (вырубка деревьев, разборка ограждений и т. п.)
  • земляные работы (вывоз или завоз грунта, укрепление земляного полотна, сооружение земляных насыпей и т. д.)
  • прокладка новых или перекладка существующих инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства
  • устройство оснований «дорожного пирога» (устройство подстилающего слоя из песка, «заливка» основания из щебня или бетона)
  • укладка асфальтового покрытия
  • благоустройство прилегающих к дорогам территорий (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т. п.)
  • природоохранные мероприятия (замена окон в расположенных вблизи дороги жилых домах, установка шумозащитных экранов вдоль дороги)

Одним из важнейших элементов дорожного строительства является асфальтирование, когда на подготовленное основание земляного полотна (каменный или железобетонный «скелет») распределяется асфальтовая смесь, затем она «утаптывается» — и дорога готова. От того, насколько качественной будет эта смесь и насколько профессионально будут проведены работы, во многом зависит срок службы дороги. Ведь верхний слой дорожного покрытия не случайно называют «слоем износа» — ежедневно на него давит огромная масса проезжающих автомобилей.

Укладка асфальта может производиться из различных материалов: асфальтобетона, литого асфальта, щебня, щебня с битумной пропиткой, гравия или пропитанного грунта и др. Зачастую при строительстве дорог используется битум или так называемые вторичные стройматериалы: асфальтовая крошка, битый кирпич и асфальтовый скол.

Самым распространенным строительным материалом является асфальтобетон. Асфальтобетон — это смешанные вместе щебень, песок, каменная мука и собственно расплавленный асфальт. Эту «начинку» выкладывают на земляное основание в несколько слоев. Кстати, именно из-за многослойности дорожного полотна его зачастую называют «дорожный пирог». Количество слоев зависит от различных факторов, но прежде всего — от предполагаемой транспортной нагрузки.

В нижние слои «пирога» кладут более крупный щебень, для того чтобы дорога была крепкой, устойчивой, долговечной. А в верхние слои засыпают щебень помельче — это придает покрытию дороги такие качества, как высокая износостойкость и водонепроницаемость. Кроме того, благодаря наличию мелкого щебня поверхность дороги получается несколько шероховатой, а это необходимо для того, чтобы шины автомобилей не пробуксовывали.

Еще один вид асфальта — так называемый литой асфальт. Это смесь, приготовленная при очень высоких температурах. Вязко-текучую смесь привозят к месту строительства в специальных контейнерах, сохраняющих температуру, и горячую выливают на место будущей дороги. Дорога, сделанная из такого асфальта, выдерживает большие транспортные нагрузки, хорошо противостоит износу и воздействию шипованых шин и противогололедных реагентов. Кроме того, литой асфальт хорошо поглощает шум.

Укладывают асфальт при помощи специальной техники — асфальтоукладчиков. Каток, утрамбовывающий асфальт, делает поверхность дороги ровной и крепкой. Кстати, существует такая разновидность катка, как виброкаток. Его постоянная вибрация дает дополнительную «утрамбовку», и асфальт становится еще более плотным и прочным.

Строительство дорог постоянно совершенствуется. Новые технологии позволяют добиться улучшения состава асфальтобетонного покрытия, благодаря чему дороги становятся еще более безопасными и прочными. Для включения в состав асфальта разрабатываются специальные компоненты, улучшающие сцепные свойства с автомобильными колесами — на таких дорогах водителям не страшен дождь или легкое обледенение. Новые модификаторы для битума позволяют асфальтобетону при резких скачках температур не растрескиваться. Такой модифицированный битум в сочетании с гранитными наполнителями и особыми добавками защитит покрытие от «капризов природы», когда дороги то замерзают, то оттаивают, от чего их качество портится.

В чем разница между асфальтобетонными и бетонными дорогами

Весь комплекс отличий асфальтобетона от бетона завязан на типе связующего вещества.

Связующим в асфальте служит битум — вещество, которое является отходом нефтяной промышленности. Именно он и задает свойства асфальтобетона. Битум, в отличие от цемента, не имеет прочности, поэтому он проседает на неустойчивом грунте, плавится от жары, и мы получаем ямы и впадины на дороге, деформации от нагрузки. Как результат — сниженный грузопоток, высокая нагрузка на экологию, необходимость ежегодного ямочного ремонта и замены всего полотна примерно раз в 10 лет.

При изготовлении асфальтобетона битум тоже создает проблемы: его надо разогревать, его сложно смешивать с заполнителями, он требует специального оборудования. В условиях российского климата дорожные работы с применением асфальтобетона ограничены теплым сезоном. При строительстве бетонных дорог таких проблем нет: бетон прочный, он не плавится, его легко замесить, а применение современных добавок позволяет проводить бетонные работы даже при отрицательных температурах.

Также следует отметить, что бетонное покрытие имеет более выраженные светоотражающие свойства, поэтому в темное время суток передвижение по нему более безопасное. Бетонная дорога обладает устойчивостью к образованию колейности.

Этапы работ при устройстве основания дорог

Технология строительства дорожных оснований подразумевает выполнение следующих этапов:

  • Подготовка грунта до сухого и идеально ровного состояния (устройство грунтовых подушек). Если есть неровности, бугры или ямки, их ликвидируют путем послойной отсыпки местного грунта и последующего уплотнения;
  • Устройство песчано-гравийных подушек. Формирование тела основания производится из гравия, щебня или прочих аналогичных материалов. Их распределяют по поверхности бульдозерами, щебнеукладчиками, грейдерами.
  • Укладка геосетки. Чтобы сетку прочно зафиксировалась, выполняется обработка поверхности битумом;
  • Сверху на готовое основание производится укладка асфальтобетонной смеси.

Что еще важно

Вот несколько полезных советов по устройству грунтовой дороги:

  • Если дорогой будете пользоваться только вы, то достаточно б у дет указанной нами ширины – 2 метра. Однако для того, чтобы на ней могли разъехаться автомобили, потребуется увеличить ширину в два раза.
  • Для устройства траншеи под будущую дорогу лучше всего заказать грейдер. Копать вручную будет тяжело. Особенно – если речь идет об уплотненном грунте.
  • Для качественного уплотнения слоев дороги потребуется каток массой не менее 6 тонн, оборудованный вибратором. Если такой возможности нет , просто хорошо уплотните каждый слой подручными средствами.
  • Дополнительную прочность дороге можно обеспечить при помощи геотекстиля, геосетки или георешетки. Эти материалы обеспечивают устойчивость основания и препятствуют проваливанию дороги. Геотекстилем и геосеткой прокладывают слои дороги, а георешетку укладывают на дно траншеи.
  • Чтобы сэкономить, вы можете заменить песок для подушки на менее дорогой отсев.

Итак, подведем итог всему сказанному:

  • Если вам необходим подъезд для строительной техники, оборудуйте временную дорогу. Это дешевле всего, однако впоследствии ее все равно придется заменить.
  • Чуть более надежный вариант – это грунтовка без подушки. Если будете ходить по ней только пешком, то она прослужит достаточно долго. Но для пе р едвижения автомобилей такое покрытие не подходит.
  • Подъездные пути к участку лучше всего оборудовать с подушкой. Она обеспечит устойчивость основания и предотвратит образование колеи. Однослойная дорога подойдет для легковых машин. Если же по ней будут двигаться тяжелые грузовики, то слоев должно быть два, а под основание лучше положить георешетку.
голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Лестницы с навесами входные
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector